Икона Божией Матери «Целительница»

Наш храм освящен в честь иконы Божией Матери «Целительница», история которой связана с Молченской Рождество-Богородичной Софрониевой пустынью, расположенной недалеко от города Путивля (с. Новая Слобода Сумской обл.), и Рождество-Богородичным Молченским монастырем в г. Путивле.

ОСОБЕННОСТИ ИКОНЫ

ВОЗНИКНОВЕНИЕ И УТРАТА ИКОНЫ

Главный обрыз нашего храма относят к иконографическому типу «Одигитрия» (от греч. Οδηγήτρια — «указующая путь», "Путеводительница"). Так называют изображения Богородицы, на которых она рукой указывает на Христа, как на истинный Путь жизни для каждого.

Однако у нашей иконы есть несколько особенностей. Одежды Пресвятой Владычицы прописаны так, словно сотканы из облаков, на правом ее плече — лик полной луны, на голове — лик солнца, на груди — большая радуга, а в правой руке — лестница, символ восхождения на небо.

В основе иконописного образа лежат прообразовательные символы, которые иллюстрируют толкование сна царя Навуходоносора, данное пророком Даниилом: «Аз видех гору, от нея же отсечеся камень нерукосечный» (Дан. 2:31−45). Эти образы напрямую связаны с текстом Акафиста Божией Матери.

Иконописец использовал яркие эпитеты, присвоенные Божией Матери:
  • Лествица, соединившая небо и землю: «лествица высокая», «облаче всесветлый»;
  • Гора, от Которой отсекся Нерукосечный Камень — Христос: «горо несекомая».

Каждый символ на иконе логически связан с другими:

Кучевые облака издревле символизируют вездесущность Бога и Его величие. Это перекликается с апокалиптическим видением: «Се, грядет с облаками, и узрит Его всякое око и те, которые пронзили Его; и возрыдают пред Ним все племена земные» (Откр. 1:7). При этом облачный мафорий Богоматери уподобляется облаку: «Радуйся, покрове миру, ширший облака» (Акафист, икос 6).

Праведное солнце в христианской традиции отождествляется со Христом, а его свет — с христианством.

Луна на плече Богородицы имеет двойное символическое значение: с одной стороны она олицетворяет Церковь Божию, с другой — ассоциируется с Самой Богоматерью: «Красна яко луна Дева» (Канон Пресвятой Богородице Иосифа Песнописца).

Гора трактуется как символ Божией Матери и Церкви Нового Завета.

Радуга, исходящая от Младенца Христа, символизирует знамение Нового Завета.

Лестница отождествляется с Пресвятой Богородицей, Которая соединила небо и землю. Этот образ прямо отсылает к тексту Акафиста: «Радуйся, лествица небесная, Еюже сниде Бог, радуйся, мосте, переводяй сущих с земли на небо» (икос 2).

Таким образом, все элементы иконы образуют единую символическую систему, раскрывающую богословский смысл образа Божией Матери.
Икону Богородицы принесли из разоренного татарами Киева монахи Киево-Печерской Лавры, которые покинув город, поселились возле Молченского болота (место близ нынешнего Путивля Сумской обл.). Произошло это в XII—XIII вв.еках. Когда монахи преставились, их предали погребению в устроенной ими пещере в Чудной горе вблизи болота Молча. Вскоре о подвижниках забыли, а места эти заросли лесом.

18 сентября (1 октября по новому стилю) 1405 года бортник, отыскивающий в лесу диких пчёл, увидел на дереве образ Богородицы, окружённый сиянием, и услышал слова: «Да созиждется на сем месте церковь Пресвятой Богородицы». Бортник поспешил в Путивль. Духовенство с множеством народа тотчас отправились на указанное место, и все увидели икону Богородицы, источающую дивный свет. Многие здесь же получили исцеления от болезней. Явленную святыню назвали Молченской иконой Богородицы.
Впоследствии на этом месте был построен Молченский (ныне — Софрониевский) монастырь.

В смутное время обитель подвергалась разорению, и монахи вынуждены были в 1605 году перейти в новопостроенный монастырь на территории крепости в расположенном рядом г. Путивле. Монастырь получил название Большой Молченский. Вместе с собой иноки перенесли и Святую Молченскую икону. Произошло это, вероятно, 24 апреля, или 7 мая по новому стилю.
В 1923 году в результате варварской антирелигиозной кампании монастырь в Путивле был упразднен.

Принесённая в монастырь древняя чудотворная икона Божьей Матери Молченская исчезла во время одного из пожаров еще задолго до его закрытия. Как известно из донесения игумена монастыря Мануила Святейшему Синоду, первообраз был утрачен в пожаре. После пожара известны списки иконы, у которых Богоматерь являет свою чудотворную помощь.
Радуга, гора и лестница
Луна на плече Богородицы
Солнце на главе Богородицы
Облака на одежде Богородицы
Молченский монастырь возле Путивля, построенный на месте явления иконы «Целительница». Фото начала XX века
Главный обрыз нашего храма относят к иконографическому типу «Одигитрия» (от греч. Οδηγήτρια — «указующая путь», "Путеводительница"). Так называют изображения Богородицы, на которых она рукой указывает на Христа, как на истинный Путь жизни для каждого.

Однако у нашей иконы есть несколько особенностей. Одежды Пресвятой Владычицы прописаны так, словно сотканы из облаков, на правом ее плече — лик полной луны, на голове — лик солнца, на груди — большая радуга, а в правой руке — лестница, символ восхождения на небо.

В основе иконописного образа лежат прообразовательные символы, которые иллюстрируют толкование сна царя Навуходоносора, данное пророком Даниилом: «Аз видех гору, от нея же отсечеся камень нерукосечный» (Дан. 2:31−45). Эти образы напрямую связаны с текстом Акафиста Божией Матери.

Иконописец использовал яркие эпитеты, присвоенные Божией Матери:
  • Лествица, соединившая небо и землю: «лествица высокая», «облаче всесветлый»;
  • Гора, от Которой отсекся Нерукосечный Камень — Христос: «горо несекомая».

Каждый символ на иконе логически связан с другими:

Кучевые облака издревле символизируют вездесущность Бога и Его величие. Это перекликается с апокалиптическим видением: «Се, грядет с облаками, и узрит Его всякое око и те, которые пронзили Его; и возрыдают пред Ним все племена земные» (Откр. 1:7). При этом облачный мафорий Богоматери уподобляется облаку: «Радуйся, покрове миру, ширший облака» (Акафист, икос 6).
Праведное солнце в христианской традиции отождествляется со Христом, а его свет — с христианством.
Луна на плече Богородицы имеет двойное символическое значение: с одной стороны она олицетворяет Церковь Божию, с другой — ассоциируется с Самой Богоматерью: «Красна яко луна Дева» (Канон Пресвятой Богородице Иосифа Песнописца).
Гора трактуется как символ Божией Матери и Церкви Нового Завета.

Радуга, исходящая от Младенца Христа, символизирует знамение Нового Завета.

Лестница отождествляется с Пресвятой Богородицей, Которая соединила небо и землю. Этот образ прямо отсылает к тексту Акафиста: «Радуйся, лествица небесная, Еюже сниде Бог, радуйся, мосте, переводяй сущих с земли на небо» (икос 2).
Таким образом, все элементы иконы образуют единую символическую систему, раскрывающую богословский смысл образа Божией Матери.
Главный обрыз нашего храма относят к иконографическому типу «Одигитрия» (от греч. Οδηγήτρια — «указующая путь», «Путеводительница»). Так называют изображения Богородицы, на которых она рукой указывает на Христа, как на истинный Путь жизни для каждого.

Однако у нашей иконы есть несколько особенностей. Одежды Пресвятой Владычицы прописаны так, словно сотканы из облаков, на правом ее плече — лик полной луны, на голове — лик солнца, на груди — большая радуга, а в правой руке — лестница, символ восхождения на небо.

В основе иконописного образа лежат прообразовательные символы, которые иллюстрируют толкование сна царя Навуходоносора, данное пророком Даниилом: «Аз видех гору, от нея же отсечеся камень нерукосечный» (Дан. 2:31−45). Эти образы напрямую связаны с текстом Акафиста Божией Матери.

Иконописец использовал яркие эпитеты, присвоенные Божией Матери:
Лествица, соединившая небо и землю: «лествица высокая», «облаче всесветлый»;
Гора, от Которой отсекся Нерукосечный Камень — Христос: «горо несекомая».

Каждый символ на иконе логически связан с другими:

Кучевые облака издревле символизируют вездесущность Бога и Его величие. Это перекликается с апокалиптическим видением: «Се, грядет с облаками, и узрит Его всякое око и те, которые пронзили Его; и возрыдают пред Ним все племена земные» (Откр. 1:7). При этом облачный мафорий Богоматери уподобляется облаку: «Радуйся, покрове миру, ширший облака» (Акафист, икос 6).